РОСФОТО и Гёте-институт в Санкт-Петербурге представляют выставку Института связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт) в рамках Года Германии в России 2012/13.

Выставка «Арно Фишер. Фотография» — ретроспектива работ легендарного немецкого фотографа, создателя уникальных снимков послевоенного Берлина и революционера модной фотографии. В экспозиции представлено около 140 работ, в которых отражены разные этапы творчества одного из самых значительных фотохудожников второй половины XX века.

Арно Фишер – знаковая фигура в истории немецкой фотографии. В 1950-е годы он создал впечатляющую серию снимков послевоенного Берлина. В 1970-е он занялся модной фотографией и вместе с супругой Сибилле Бергеман снимал для самого популярного в ГДР женского журнала «Sibylle». После падения Стены Фишер много путешествовал и увлеченно исследовал новые территории, такие как Индия и страны Африки. Известен он в Германии и как блестящий педагог, воспитавший несколько поколений современных немецких фотохудожников: мастер-классы по фотографии Фишер вел до последних дней своей жизни.

Отправная точка экспозиции — ранняя серия работ Арно Фишера «Берлинская ситуация». Фотографии были сделаны незадолго до возведения Стены, в период с 1953-го по 1960-й год. Публикация снимков была запрещена в 1961 году, но именно благодаря этим кадрам общественность впервые узнала о талантливом фотографе, а пророческий снимок «Трещина в стене», сделанный еще в начале 1950-х, на долгие годы стал символом разделенного Берлина.

Однако Фишера интересовал не только документальный жанр. После неудачи с «Берлинской ситуацией» он создал серию черно-белых портретов немецкой дивы Марлен Дитрих. Они так понравились самой актрисе, что она в личном письме к Фишеру попросила передать ей негативы.

Также на выставке представлены снимки, сделанные для издававшегося в ГДР модного журнала «Sibylle». Фишер и его супруга Сибилле Бергеман произвели настоящую революцию в модной фотографии: вместо использования студийных декораций, знакомых по глянцевым западным «Vogue» и «Elle», они снимали моделей на обычных городских улицах или в промышленных интерьерах.

В заключительном разделе выставки представлены полароидные снимки, сделанные в бранденбургском городке Гранзе, где Арно Фишер провел последние годы жизни. Тонкие, словно акварель, изображения засохших цветов, поблекших листьев, выцветшей садовой мебели вошли в «садовую» серию Фишера, которая в 2007 году вышла в Германии в виде отдельной книги.

В рамках выставки ученики Арно Фишера проведут мастер-классы для молодых фотографов, записаться на которые можно в музейно-выставочном центре РОСФОТО.

Биографическая справка

Арно Фишер родился 14 апреля 1927 года в западной части Берлина, в районе Веддинг. Изучал скульптуру в Высшей художественной школе Берлин-Вайсензее и в Берлинской школе изобразительных искусств. В 1953 году начал работать фотолаборантом в Высшей художественной школе Берлин-Вайсензее, позже был повышен до старшего ассистента. В это же время он создал серию снимков «Берлинская ситуация», которую цензура запретила к печати. В середине 1960-х годов Фишер стал основателем и одним из лидеров фотографического общества «Direkt», объединившего фотохудожников из ГДР. В 1970-е работал фотографом-фрилансером, публиковался в журнале мод «Sibylle», путешествовал по Восточной Германии, Польше, Чехословакии и США, преподавал в Академии визуальных искусств в Лейпциге. В 1985 году женился на своей ученице и коллеге Сибилле Бергеман. В 2000 году за творческие достижения был награжден премией Эриха Соломона, которую вручает Немецкое общество фотографии. В 2001-м основал собственную фотошколу, в которой преподавал до 2006 года. Арно Фишер скончался 13 сентября 2011 года в возрасте 84 лет, всего на 10 месяцев пережив свою супругу Сибилле Бергеман.