Дмитрий Провоторов — петербургский художник, фотограф, известный экспериментами в фотографии и уникальным видением. Автор стремится к условности и намеренно акцентирует фотографическую природу черно-белого изображения. Его проекты были представлены на международных выставках искусства в Италии, США, Испании и России. С 2000 года начал активно работать в области черно-белой фотографии, используя возможности ручной печати и исторические техники.
Свои предыдущие проекты — «Крылья», «Берег», «Письма из Поднебесной» и другие — автор снимал на пленку и вручную печатал на бумаге, часто экспериментируя с техниками: мокрой печатью, контратипированием, вирированием и т. д.
Задуманный в конце февраля и воплощенный весной этого года проект «Бренды» — первый проект Провоторова, выполненный в технике амбротипии. Это фотографический процесс, изобретенный в середине XIX века и заключающийся в получении позитивного изображения на стеклянной пластине, предварительно покрытой коллодионной эмульсией. В результате получается уникальное, штучное изображение, обладающее той подлинной «аурой» старой фотографической техники, по которой так тосковал Вальтер Беньямин, — когда свет с усилием прорывается сквозь темноту.
«Амбротипией я начал заниматься около восьми лет назад, потом взял паузу на несколько лет — вернулся к работе с пленкой и бумагой. В прошлом году снова стал снимать на коллодий. Я давно думал сделать проект в этой технике, но мне не хотелось снимать натюрморты в классической питерской традиции — со старинными бутылочками, вилочками, перышками и прочим. Вначале была только идея сделать современную серию, не имитирующую изображения столетней давности, но однажды дома мне на глаза попалась обувная коробка Adidas. Как раз тогда бренды начали уходить один за другим: от общедоступных (H&M, IKEA, Pepsi) до люксовых (Gucci, Prada и т. д.) — начался повальный исход. Тогда и сложилась концепция проекта: снять на стекла серию лаконичных (в каждом кадре только один предмет) натюрмортов — даже не предметов, а именно упаковок. Показать, что внутри них всегда была пустота, они никогда в себе ничего не содержали», — описывает возникновение идеи автор.
В «Брендах» классическая эстетика амбротипа побеждает современный дизайн, высвечивая отчужденность изображенных предметов. Как пишет Александр Секацкий в «Дезертирах с острова сокровищ», «чучела покупаемых вещей набиты трухой времени». И если раньше это время «составляло плоть чьей-то особенной жизни», то сейчас «это стандартная начинка, пригодная для удовлетворения материальных и духовных запросов — разумеется, таких же стандартных». Это отчуждение, когда человек не узнает себя в творениях своей же материальной культуры и оказывается объектом их воздействия, и преодолевает Провоторов, снимая известные бренды в технике амбротипии. Другая сторона отчуждения — освоение; а лишение, говоря словами Секацкого, иногда позволяет «обрести содержательность более высокого рода, значительно превосходящую содержимое потребительской корзины».
Помимо фотографий в экспозиции также представлена инсталляция: картонные коробки, внутри которых фигуры неандертальцев крушат рекламные щиты: живое первобытное начало разносит искусственный современный мир.
«Мне бы не хотелось объяснять зрителю общий посыл серии. Кто-то, увидев эти работы, всплакнет, почувствовав себя изгнанным из рая; другой увидит насмешку над обывателем, страдающим от того, что больше не может покупать вещи с дорогими его сердечку логотипами; третий, возможно, испытает „катарсис избавления“», — комментирует автор.
«Это глубокое размышление над предельными вопросами. Что есть имя? Что есть форма? Является ли форма именем, а имя — формой? И что есть содержание? И есть ли вообще какое-то содержание? Есть ли означаемое у знака, либо знак сам и есть свое означаемое? Не может ли быть так, что содержание есть лишь форма, вывернутая наизнанку? Наша реальность состоит из форм и имен, за которыми мы предполагаем какую-то субстанцию вещества, но может статься так, что вещества никакого и нет. В квантовом пределе вещество исчезает, остается лишь имя вещества, а субстанции нет. Может быть, мы хотим прорваться, вырваться, выломаться из мира упаковок, которыми являются и наши собственные тела и имена, в иное, настоящее бытие, в чистое содержание, лишенное лжи, маркетинга и мерчендайзинга. Но только вот есть ли оно? И что нас там ждет? Сияющая нирвана или черная безоболочная пустота? Страшно».
Герман Садуллаев о проекте «Бренды»
Проект является частью юбилейной программы Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, который в этом году отмечает свое 20-летие, и знакомит зрителей с творчеством талантливых современных художников и фотографов из различных регионов России. Программа включает серию персональных выставок таких авторов, как Владимир Горбунов, Владислав Третьяк, Дмитрий Провоторов и других. Работы авторов будут переданы в коллекцию РОСФОТО.
Санкт-Петербургское общество «А–Я», Невский пр., 60
12:00–20:00, выходные дни пн-вт.
Вход свободный
По вопросам, связанным с выставкой, можно связаться с куратором музейно-выставочного центра РОСФОТО Юлией Шульгиной: curator@rosphoto.org