Произведения Захара Коловского с трудом вписываются в контекст современного фотоискусства. В них нет декоративности, они очищены от всего развлекательного. Эти снимки – своеобразная антитеза эстетике гламура, найденная в ходе многолетних творческих экспериментов.

Захар Коловский стал заниматься фотографией еще в детстве. Сегодня он возглавляет Государственный центр фотографии в Санкт-Петербурге, организует выставки и курирует проекты современных мастеров. Его собственные работы, сделанные в манере прямой фотографии, населены непритязательными, обыденными, давно известными образами. Здесь нет ничего кричаще оригинального: трава на лужайке, водная гладь, запорошенный снегом асфальт, водосточные люки, силуэты города, проглядывающие сквозь мутное стекло. Выразительность этих минималистичных кадров достигается опытами с совмещением изображений, наложением разных планов и особенностями композиционных построений, всегда обусловленных смыслом. Порой автор намеренно показывает нам малое, достигая желаемого эффекта путем уменьшения, упрощения и изоляции, и незаметный образ, развиваемый воображением зрителя, становится значительным. В таких снимках эмоциональное напряжение проявляется через спокойную и своеобразную сдержанность.

Наибольшего аскетизма выразительных средств автор достиг, пожалуй, в фотографиях природы. В снимках растений прорисовывается каждый элемент изображения. Каждый кадр плотно заполнен деталями, которые сливаются в большое цветовое пятно. В работах такого плана используется прием умножения кадра; один как будто вырастает из другого, словно на ленте кинопленки. Своеобразная динамика этих строгих фризовых композиций выверена до мелочей.

Мария Гаврильчик

Музей Мимара

Rooseveltov trg 5
Загреб, Хорватия

Захар Коловский. Биография